Контроль водителя за посадкой и высадкой пассажиров
К особым обязанностям водителя автобуса относится наблюдение за пассажирами при посадке и высадке. Это особенно важно при неблагоприятной погоде и в часы наплыва пассажиров.
Наблюдение можно двумя способами: непосредственное визуальное наблюдение за входящими и высаживающимися пассажирами или наблюдение за ними при помощи зеркал заднего вида.
Как известно, автобус имеет три зеркала заднего вида; два наружных — с левой и правой стороны и третье — внутри кабины водителя. Для наблюдения за посадкой и высадкой требуются два зеркала: внешнее правое и внутреннее.
Водитель несет ответственность за то, чтобы все пассажиры высадились и произвели посадку независимо от того, имеется ли в автобусе кондуктор или нет. Если кондуктор есть, то водитель отвечает в основном только за то, что происходит у передних дверей. Однако он должен иметь также представление о положении во всем автобусе. Уверенность в том, что все вышли и вошли, очень важна, потому что допущение какой-либо ошибки при этом обычно приводит-к тяжелым последствиям.
Многократно происходили случай зажатия дверьми высаживающихся пассажиров в момент трогания автобуса с места. Обычно пассажир, будучи не в силах освободиться, бежит некоторое время с набирающим скорость автобусом, наконец вырывается и, опрокидываясь, падает в большинстве случаев под заднее колесо. Что это означает для его жизни, разъяснения не требует. Водитель обязан удостовериться перед троганием с места, что пассажиры высадились и сели в автобус безопасно. В междугородных автобусах нетрудно убедиться, что все двери закрыты. Так как они открываются и закрываются вручную, в закрытии двери можно убедиться не только зрительно, но и на слух.
Значительно труднее проконтролировать правильность закрытия автоматических дверей, так как они обычно состоят из складывающихся створок, сходящихся при закрытии двери. Существует всегда некоторая опасность, что створки эти могут зажать не только кисть руки неосторожного пассажира, но и часть его одежды. Тогда пассажир, находящийся вне автобуса, может быть увлечен им при трогании с места, так как он не может оторваться от двери. На это обстоятельство водитель должен обращать большое внимание, потому что такой инцидент может кончиться трагично, а ответственность в основном будет нести водитель. Поэтому проверки закрытия дверей при помощи сигнальных указателей на щитке приборов недостаточно. Необходимо еще убедиться зрительно, что двери действительно закрылись и никто не оказался зажатым между створками как передних, так и задних дверей. Такое наблюдение можно выполнить прежде всего при помощи достаточно высоко расположенного, имеющего соответствующие размеры и правильно установленного внутреннего зеркала заднего вида. Однако этого недостаточно. Для проверки следует еще посмотреть во внешнее боковое зеркало, чтобы убедиться, что никого нет около дверей или боковой стенки автобуса. Надо принять за правило, что нельзя трогать с места, пока пассажиры не отойдут подальше от боковых сторон автобуса, так как всегда кто-нибудь может попасть под заднее колесо.
Но правила есть правила, а жизнь — жизнь. В часы «пик», когда пассажиры проталкиваются внутрь автобуса, занимая места не всегда культурным способом, определить, что никто больше не сядет, нелегко, потому что в просвете дверей толкутся люди и закрыть двери в этих условиях очень трудно. Следует принять, кроме всего, за правило, что трогание с места для продолжения движения при такой обстановке недопустимо, а за возможное вследствие этого происшествие всегда будет отвечать водитель, который тронул автобус с места, не закрыв двери.
Водитель автобуса должен следить не только за посадкой и высадкой пассажиров, но и за их безопасностью при этом. Наблюдение не должно кончаться поэтому моментом выхода пассажира за пределы автобуса, но должно продолжаться до тех пор, пока водитель не убедится, что пассажир удалился от боковой стенки автобуса.
Правило это особенно важно зимой, когда на проезжей части рядом с тротуаром нагромождены кучи снега. В таком случае у пассажира, выходящего из автобуса, просто нет места, чтобы отойти, и он ждет, стоя на склоне кучи снега, когда отъедет автобус. При этом человек может соскользнуть на проезжую часть и произойдет несчастье. Тогда водитель не сможет оправдаться тем, что пострадавший уже покинул автобус, потому что в его обязанности входило также обеспечить высадившемуся пассажиру безопасный проход на тротуар и проследить за удалением его от автобуса на расстояние, исключающее возможность каких-либо дорожно-транспортных происшествий.
Наблюдение при помощи внешнего зеркала заднего вида иногда очень затруднено, особенно в темное время при неосвещенной дороге, даже если это автомобили из США, где очень внимательно относятся к безопасности пассажиров, а подробно об этих транспортных средствах можно узнать на сайте http://autobids.by/ и там же заказать себе авто. Трудность эта не снижает требовательности к водителю в отношении обеспечения безопасности высадившихся и удаляющихся от автобуса пассажиров, и поэтому он не может в случае происшествия сослаться на отсутствие достаточной видимости. Относится это также к обстановке, когда стекла автобуса замерзли. Не подлежит сомнению, что на долю водителя выпадает при этом трудная задача, которую он должен выполнять даже ценой собственного неудобства, например, выйти из автобуса, чтобы собственными глазами убедиться, что все в порядке.