Чешские автомобили середины прошлого столетия
Первой включилась в поставки военной техники Австрия. Автомобильные заводы Fross-Bussing, Graef- Stift, OAF, Saurer, Steyr-Daimler-Puch развернули выпуск легковых и грузовых автомобилей повышенной проходимости, артиллерийских тягачей, бронеавтомобилей.
Через полгода к Германии была присоединена Судетская область (север Чехословакии), а затем оккупирована вся страна. Чехословакия тогда имела сильную армию, вооруженную современной техникой, и по военной мощи мало уступала вермахту. Небольшая территория страны и соседство союзных с Германией Венгрии, Румынии, Италии оставляли мало надежд на успешное ведение военных действий. Чехословацкая армия не оказала сопротивления и практически вся ее боевая техника досталась немцам. Оккупанты установили контроль над важнейшими автомобильными фирмами: Tatra, Skoda и Praga. На первой из них немалую часть персонала составляли судетские немцы.
Военное министерство Чехословакии в свое время очень неохотно размещало на заводе Tatra военные заказы — о любых решениях по выпуску военной техники немедленно знал Берлин. Поэтому именно этот завод сыграл ведущую роль в поставках автомобилей для германской армии.
Два других завода мало уступали компании Tatra. Они выпускали танки, самоходки, гусеничные тягачи, полугусеничные транспортеры. Если говорить о танках, то машины P38t производства Praga и P35t производства Skoda на 1 июля 1941 года составляли добрую четверть танкового парка вермахта. Большая часть их в 1941 — 1942 годах воевала на советско- германском фронте.
Летом 1942 года, когда германская индустрия освоила достаточно большой выпуск современных средних танков, перед Praga и Skoda была поставлена задача развернуть производство самоходок Marder, Hetzer и Bison. Их делали до самого конца войны, а машины Marder-III — даже до начала 50-х годов (для армии ЧССР).
На каждом заводе в годы оккупации появилась немецкая администрация. Она контролировала выполнение немецких за- к а з о в , отметала инициативу местных инженеров и управляющих. Но те, в свою очередь, стремились сохранить производственный профиль своих предприятий и выдвигали свои предложения, выгодные с точки зрения вермахта. Их задача упрощалась тем, что по условиям военного времени необходимость в патентных или лицензионных разрешительных документах отменялась. Более того, часть немецких фирм была обязана передавать чешским заводам свою техническую документацию на выпуск военной продукции.
Старые конструкции на новый лад
Автомобили выпускались всеми тремя чешскими фирмами. Лидером являлась Tatra. Она 1941 года изготовляла так называемый командирский легковой автомобиль модели «57К», который (как собирательное наименование типа) назывался «кюбельваген». За основу было взято легковое шасси Tatrbi-57B с оппозитным четырехцилиндровым мотором (1256 куб. см, 23 л.с.) воздушного охлаждения, независимой подвеской всех колес на поперечных рессорах и рамой хребтового типа. Ведущими являлись только задние колеса, причем дифференциал не имел механизма блокировки. В отличие от гражданской модификации машина «57К» несла на задней стенке кузова две 20-литровые канистры. Проходимость модели Tatra-57K была довольно высокой, чему способствовали шины размером 6,00-16, а также довольно большой (220 мм) дорожный просвет.
Автомобиль, очень простой по конструкции, без радиатора, водяного насоса (охлаждение было воздушным), бензонасоса (топливо шло самотеком), хорошо зарекомендовал себя на бездорожье.
Он, конечно, не являлся идеальным для внедорожной работы, но и таких машин не хватало. Его шасси с производственной точки зрения не доставляло трудностей. Новым был лишь четырехместный кузов упрощенной конструкции, который комплектовался кронштейнами для оружия и шанцевого инструмента. Tatra-57K весила в снаряженном состоянии 870 килограмм (на 60 килограмм легче гражданской модели «57В»).
При колесной базе в 2550 мм и колее колес 1220 мм впереди и 1200 мм сзади Tatra-57К была компактной машиной: длина — 3980 мм, ширина — 1550 мм, высота — 1690 мм. Было бы желательно с позиций улучшения проходимости сделать колею передних и задних колес одинаковой. Тогда они катились бы след в след и затраты на прокладывание колеи в грязи, снегу или песке удалось бы уменьшить. Однако такую, не очень существенную переделку конструкции сочли недопустимой. Машина зарекомендовала себя довольно экономичной (10 л на 100 км), и 38 литров бензина в баке под капотом плюс 40 литров резерва в канистрах означали возможность проехать 700 — 750 километров без дозаправки.
Что касается тяговых и скоростных показателей, то Tatra-57K могла брать подъемы крутизной 28% и развивала скорость до 90 км/ч при четырехступенчатой коробке передач.
С 1941 года и до конца войны завод изготовил около 6 тысяч Tatra- 57К. Большая их часть поступила в полицию и части СС. Производство этой модели продолжалось до 1947 года, причем за два последние года для нужд народной армии Чехословакии было сделано 480 штук.
Полноприводных командирских машин Tatra не делала, хотя эксперименты с ними вела, и в 1938 году испытывала модель V750. Буква V — от чешского слова vojenski («армейский») появилась уже после присоединения Судетской области, что говорит о назначении машины — для вермахта. Полноприводная V750 с независимой подвеской всех колес и мотором воздушного охлаждения (1688 куб. см, 30 л.с.) получила дальнейшее развитие в машине V809. В 1940 году ее сделали в трех экземплярах и она должна была конкурировать с легким унифицированным командирским автомобилем, который выпускали немецкие заводы BMW, Stoewer, Hanomag. Она уступала им и в производство не пошла, хотя получила более мощный (2191 куб. см, 50л.с.) мотор.
Отсутствие опыта в конструировании и производстве синхронных карданных шарниров заставило завод ориентироваться на машины повышенной проходимости, имевшие колесную формулу 6×4. Они имели независимую подвеску всех колес, V-об- разный 8-цилиндровый (3981 куб. см, 74 л.с.) мотор, а их дорожный просвет составлял 250 мм. Это были машины Tatra-92 (армейский грузовик) и созданная на ее шасси Tatra-93 (открытый легковой автомобиль). Их изготовляли в 1937 — 1938 годах. Всего сделано около тысячи штук, и вермахт использовал только те машины, которыми располагала чехословацкая армия.