Легендарный ГАЗ-69

Легендарный ГАЗ-69

«Комбат» интересен, во-первых, тем, что в нем, приятно удивившись, мы узнали легендарный ГАЗ-69, что само по себе уже здорово. Во-вторых, это автомобиль с пластмассовым кузовом, о преимуществах которого говорят сорок лет, но который у нас широкого применения так и не нашел. В-третьих, «Комбат» родоначальник новой ветви внедорожников с маркой «ГАЗ», да к тому же производить его собираются очень нетрадиционным способом.

Вторая встреча с «Комбатом» в дизайн-студии УКЭР ОАО «ГАЗ» не разочаровала. Солидный автомобиль с габаритами 4300x1870x1900 мм и базой 2350 мм вмещает пять человек, при этом трем пассажирам на заднем сиденье особенно просторно. Благодаря большим колесам с шинами размером 225/75 R16 клиренс составляет 215 мм. По заказу на серийный «Комбат» можно будет поставить и более широкие шины размерностью 245/75 R16 и 265/70 R16. Рамное шасси позволяет перевозить до 550 кг полезного груза, при этом полная масса автомобиля равна 2200 кг, а расчетная максимальная скорость 130 км/ч.

Пока на заводе создан только первый макетный демонстрационный образец, не предназначенный для серьезных ходовых испытаний. Нам была предоставлена возможность немного покататься на машине по заводской территории и провести фотосъемку. Что хотелось бы отметить. Внедорожник получился действительно универсальным: он в зависимости от навески, аксессуаров, окраски и исполнения салона может быть и сугубо спартанским «работягой», и броским по внешности стильным культовым джипом с оригинальным характером. Под капотом образца установлен рядный 4-цилиндровый дизель ГАЗ-560 с турбонаддувом и интеркулером, развивающий при рабочем объеме 2,1 л мощность 110 л.с. Вместо него в обширном моторном отсеке могут поместиться и другие агрегаты, как рядные, так и V-образные, в том числе импортные. В интерьере заметно большое количество деталей, уже встречающихся на машинах «ГАЗ». Для тех кому важен качественный звук музыкальной системы могут дополнительно купить активный сабвуфер в машину на свой вкус. Это шаг к быстрейшему освоению модели.

Поездка породила множество вопросов, и чтобы получить на них ответы, мы встретились с разными специалистами завода, занимавшимися созданием «Комбата», интервью с которыми предлагаем читателям.

Первой состоялась встреча с главным конструктором легковых автомобилей УКЭР ОАО «ГАЗ» Сергеем Алексеевичем Батьяновым.

— Сергей Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о месте «Комбата» в типаже внедорожников «ГАЗ».

— «Комбат» является запланированной ячейкой в типаже внедорожников, позиции которого будут постепенно внедряться в производство после запуска в серию пикапа «Атаман». Напомню, что основополагающими решениями в конструкции шасси всех унифицированных машин является постоянный полный привод с центральным блокируемым дифференциалом в раздаточной коробке, подключение карданного вала переднего моста с помощью многозвенной широкой цепи и колеса солидного размера. Внедорожники должны хорошо управляться и быть достаточно скоростными на асфальтовых дорогах, вместе с тем обладать достаточно высокой проходимостью на грунтовках. В этой концепции заложен определенный компромисс, однако это та идеология, которой мы придерживаемся, создавая новые модели. «Комбат» открывает новое семейство полноприводных автомобилей, которое будет развиваться по своим законам. В их числе могут быть и машины для развлечений (пляжные, спортивные, прогулочные), и машины сугубо утилитарные (к примеру, для работы в сельском хозяйстве), и даже военные, оправдывающие название.

— Таким образом, «Комбат» возродит на ГАЗе прерванное в 1954 году производство универсальных внедорожников, являясь прямым потомком ГАЗ-67 и ГАЗ-69?

— Да. По сравнению с «Атаманом» «Комбат» компактен настолько, насколько позволяют его сделать таковым имеющиеся агрегаты. В свое время ГАЗ выпускал простой, универсальный, прочный и выносливый автомобиль ГАЗ-69, который имел репутацию «неубиваемого». Для своего времени по своим качествам он был находкой. То, что «Комбат» близок к такой машине, отражено в его стиле. Он должен быть значительно дешевле многих популярных в России зарубежных SUV, представляя собой доступный для широкого крута потребителей автомобиль повышенной проходимости. Запуская производство «Атаманов», завод таким образом создает основу для выпуска относительно дешевых узлов и агрегатов, часть которых будет поставляться со стороны. Все это сделает себестоимость и цену «Комбатов» приемлемыми для широкого крута потребителей.

— Расскажите, пожалуйста, о сроках создания машины.

— Разработка эскизной компоновки была сделана очень быстро. Она показала, что принципиально возможно создать автомобиль с иным кузовом и более компактный, чем «Атаман». Единая команда из шести специалистов, конструкторов и дизайнеров- стилистов, работая, частично, во внеурочное время, сумела реализовать идею постройки демонстрационного макета автомобиля «Комбат» за 2,5 месяца.

— Чем обусловлен выбор стеклопластика в качестве материала для изготовления кузова макетного образца? Какой материал будет использован в серийных машинах?

— Мы считаем, что стеклопластик хороший конструкционный материал. Кузов из него долговечен, прочен, ремонтопригоден, хорошо красится и, главное, не требует дорогостояще

го оборудования для производства. Автомобиль с таким кузовом быстрее дойдет до потребителя, и мы рассматриваем стеклопластиковый кузов «Комбата» как реальную альтернативу металлическому не только для демонстрационных образцов, но и для серийных машин. Впрочем, в дальнейшем при большом спросе на машину возможно появление «Комбатов» и с кузовами из металла.

По конструкции стеклопластиковый кузов «Комбата» (как, впрочем, и кузов впервые показанного в Москве в прошлом году автомобиля «Ермак») является каркасно-панельным. К сварному, изготовленному из труб прямоугольного сечения каркасу с помощью комплексного механического и клеевого соединения прикрепляют панели из стеклопластика. Каркас с панелями устанавливается на раму через виброизолирующие прокладки. Нагрузки в этой конструкции распределяются между рамой, каркасом и панельной обшивкой.

Проведенные расчеты вначале выявили несколько перегрузочных зон, которые мы устранили, и сегодня математическая модель такого кузова демонстрирует его высокие прочностные качества. Кстати, кузова с панелями из пластмассы на внедорожниках широко применяются за рубежом, например французской фирмой Auverland. В заключение хочу добавить, что стеклопластик очень хорош для создания макетных образцов автомобилей, на которых удобно вести работу по доводке внешности и эргономики, а также проведения некоторых других исследовательских работ.

На вопросы отвечает ведущий конструктор автомобиля «Комбат» Игорь Владимирович Солдатов.

— Каковы могут быть модификации «Комбата»?

— Предполагается разработать для кузова «Комбата» съемный пластиковый колпак, закрывающий заднее сиденье и багажник. Он может быть в нескольких исполнениях: со стеклами и без, с откидной задней дверью, обеспечивающей доступ к дополнительным задним сиденьям третьего ряда, которые можно будет установить, повысив вместимость машины. Колпак без стекол можно будет закреплять на грузопассажирские модификации, при этом пару откидных кресел ничто не мешает разместить за передними сиденьями. Возможно и создание грузовой версии с кузовом «фургон». Обсуждается возможность появления «Комбата» с увеличенной базой. В этом случае новый автомобиль может составить конкуренцию моделям семейства «Ата-

май», в частности «Ермаку». Окончательное решение этого вопроса появится позднее.

— Рассчитывалась ли перспективная цена на «Комбат» и каков предполагаемый объем его производства?

— «Комбат» настолько быстро был изготовлен, что подобных цифр пока еще нет. Они появятся в результате проводимых в настоящее время расчетов, однако о цене можно сказать одно: нам бы очень не хотелось, чтобы она была высокой. Недаром мы вложили в конструкцию машины Максимум изделий действующего производства, чтобы удешевить организацию ее производства и снизить себестоимость изделия. К примеру, отличия по шасси «Комбата» от «Атамана», который вскоре начнет выпускаться, заключаются в укороченных раме и заднем карданном вале. Естественно, есть отличия и в выхлопной системе, возможно будет изменена конструкция бензобака. В остальном эти машины отличаются надстройкой на раме.

— После демонстрации автомобиля на московском «Мотор-шоу — » что можно сказать о проявленном интересе к «Комбату» со стороны посетителей выставки?

— Мы сами не ожидали, что в Москве вокруг стенда с «Комбатом» будет такой ажиотаж. У машины постоянно было очень много посетителей. Все, кто проходил мимо подиума, обязательно подходили к ней. Интерес был просто огромный. Нам пришлось дополнительно огородить стенд от желающих попасть в салон. И дети, интересующиеся автомобилями, и люди старшего возраста узнавали в «Комбате» черты вездехода ГАЗ-69. Мужчины часто начинали вспоминать «козлик» (так в народе звали ГАЗ-69), свою армейскую жизнь, связанную с этой машиной, или работу в сельском хозяйстве, где им приходилось водить ветеран. Все вспоминали его как простую надежную конструкцию, отвечающую полностью тем требованиям, ко торые к ней предъявляли. Одни говорили: «Вы молодцы, что за основу комбата взяли ГАЗ-69», другие спрашивали: «У новинки и ходовая часть от 69-й?» Но затем, приглядевшись к рядом стоящему шасси, замечали разницу.

Подводя итог, можно сказать: предложенная концепция внедорожника в стиле ГАЗ-69 получила у посетителей высокую оценку.

-А как оценили «Комбат» военные?

— Они тоже проявили к нему живой интерес. По их мнению, такой могла бы стать командирская машина для поездок на небольшие расстояния, причем легко бронированная. Говорили также о возможной установке на нес легкого вооружения.

— Какие задачи стоят перед Вами после демонстрации «Комбата»?

— Нужно привести в порядок компоновку, кое-что изменить в ней по сравнению с макетным образцом. Имея демонстрационный макет, работу по оптимизации посадки делать легче. Словом, нужно заняться улучшением эргономики посадки водителя и пассажиров в салоне.

— Будет у\и меняться дизайн машины?

— Кардинально нет. Возможны только минимальные отклонения от вы

ставочного образца, связанные с требованиями технологичности изготовления деталей кузова.

— Как Вы представляете себе процесс сборки серийных «Комбатов»?

— Скорее всего поначалу этим будут заниматься мелкие фирмы, получая с ГАЗа шасси и от специальных поставщиков элементы пластмассового кузова, детали интерьера и т. д. Впрочем, эта концепция может в дальнейшем измениться.

— Когда российский потребитель сможет приобрести первые автомо

били «Комбат» со стеклопластиковым кузовом?

— Учитывая хорошие связи ОАО «ГАЗ» с фирмами, занимающимися изготовлением мелких серий и единичных эксклюзивных машин на заказ, я думаю, что к концу будущего года с их помощью можно будет производить «Комбаты» для продажи. Машины, несомненно, могут и будут отличаться одна от другой установкой различных, в том числе импортных. силовых агрегатов, отделкой салона, типом кузова и т. д.

Затем из конструкторских залов У КЭР мы переместились в «святая святых» завода — дизайнерскую студию, где и была проведена основная работа по созданию макетного образца.

Вопросы главному дизайнеру-стилисту УКЭР ОАО «ГАЗ» Игорю Алексеевичу Безродных:

— Как возникла идея разработать «Комбат» в стиле ГАЗ-69?

— Еще при работе над легковым автомобилем «Волга» ГАЗ-3111 мы впервые задумались над проблемой создания фирменного стиля продукции нашего завода. Дело в том, что ГАЗ — один из старейших европейских производителей автомобилей и он имеет свои определенные стилевые традиции, отличающие его машины от многих других. Эти традиции формировались достаточно сложно, в них получило отражение влияние множества факторов, однако мы считаем, что среди представителей 70- летней конструкторской школы ГАЗа есть свои шедевры. Облик новейшей модели ГАЗ-3111 перекликается с одним из них — «Волгой» ГАЗ-21. «Комбат» нам хотелось сделать автомобилем, несущим дух вездехода ГАЗ-69 — машины, снискавшей себе славу во многих странах мира. Кстати, множество современных западных автопроизводителей идут по этому же пути, развивая во внешности новейших моделей определенные черты удачных предыдущих разработок.

У нас было два достойных полноприводных автомоби- ля-претендента, образ которых в той или иной форме мы хотели отразить в «Комбате»: ГАЗ-67 и ГАЗ-69. И хотя ГАЗ-67 — это один из первых вездеходов ГАЗа, выбор пал на ГАЗ-69. Слишком сильно образ ГАЗ-67 ассоциируется у многих с американским WillysOM. В этом смысле ГАЗ- 69, безусловно, оригинальнее. Между прочим, один элемент ГАЗ-67 все же повторился в «Комбате». Взгляните на переднее крыло и его горизонтальный переход к плоскости ветрового стекла. Во всем остальном чувствуется явный намек на ГАЗ-69. Однако «ремейком» ГАЗ-69 «Комбат» назвать нельзя. К примеру, ассоциативный ряд вызывается вертикальными элементами облицовки радиатора, но у нас прорези решетки идут на конус. И так далее. Однако в общем и целом по результатам демонстрации «Комбата» на «Мотор-шоу» можно констатировать, что поставленная задача нам удалась.

— Было ли что-нибудь революционное в методике создания «Комбата»?

— Революционного, пожалуй, ничего не было. В процессе работы над этой машиной получила развитие та методика, по которой мы делали «Соболь», ГАЗ-3106 «Атаман 11», ГАЗ-3111 «Волга» и другие машины. Это компьютерное проектирование в системе, использующей дизайнерский пакет Alias, который позволяет быстро и оптимально спроектировать поверхности кузова автомобиля. Нужно отметить, что ГАЗовская школа кузовостроения всегда отличалась применением самых передовых способов построения поверхности кузовов. И это начиная с 30-х годов, с времен сотрудничества с американскими кузовщиками. Замечу, что работа кузовщика на плазе сродни техническому искусству, а так как все дизайнеры-стилисты УКЭР в прошлом кузовщики, то мы можем грамотно использовать возможности, которые предоставляет нам компьютер.

— Все ли возможности пакета Alias освоены на ГАЗе?

— Дело в том, что мы располагаем лишь демонстрационной версией пакета. Естественно, его возможности очень большие, и мы надеемся, что в ближайшее время у нас появится пакет в полном объеме. Нужно и соответствующее компьютерное обеспечение.

И, наконец, мы поговорили с Анатолием Владимировичем Шашковым — разработчиком математической модели кузова «Комбата».

— Чем отличалась работа по созданию макетного образца «Комбата» от подобных, проведенных ранее?

— Мы впервые решили отказаться от постройки пластилинового макета автомобиля в натуральную величину и разработать стиль и поверхности кузова, только используя метод компьютерного проектирования.

— Видимо, для этого необходимо обладать знаниями и опытом не только в части дизайна, но и кузовостроения, а также в совершенстве освоить работу на компьютере?

— Безусловно. К примеру, когда приходилось решать задачу проектирования переднего крыла, нужно было учитывать не только то, как оно будет выглядеть, но и как его можно изготавливать, как его снять с автомобиля в случае ремонта, и т. д., проигрывая на экране компьютера множество возможных вариантов решения. Поскольку компьютерное проектирование дело очень точное, приходилось думать о многих нюансах, ведь математическая модель поверхности должна учитывать все. Естественно, что вначале мы разрабатывали конструкцию каркасно-панельного кузова с панелями из пластмассы, металлические же панели внесут свои коррективы.

— Насколько метод работы, выбранный Вами при создании «Комбата», ускорил процесс изготовления образца?

— На создание пластилинового макета в натуральную величину уходит обычно много времени. Мы его сэкономили. Однако следует заметить, что макет, в отличие от картинки на

экране компьютера, позволяет представить будущий автомобиль в более привычной для восприятия форме. Макет можно поставить рядом с ав- томобилями-конкурентами, выкатить его на природу и т. д. При компьютерном проектировании все это пропадает. При работе на компьютере требуется хорошо представлять, как небольшое трехмерное плоское изображение автомобиля трансформируется в живую полноразмерную машину. Требуется определенный опыт проектирования, и на ГАЗе у дизай- неров-стилистов он есть. Возвращаясь к вопросу о сроках, можно подсчитать экономию времени. Итак, традиционный путь включает: создание макета, расчерчивание макета, или нанесение на него сетки, образ- меривание макета по сетке. Всего этого не потребовалось при создании «Комбата». Сколько времени мы выиграли? Несколько месяцев работы.

Вот такой получился разговор. Отрадно, что в нашем многострадальном отечестве методика реального проектирования автомобиля на ОАО «ГАЗ» ничуть не уступает по качеству методикам лучших иностранных автомобильных компаний. Что касается России, то здесь лидерство коллектива завода очевидно. Приятно и то, что ГАЗ всерьез и надолго взялся за проработку российских внедорожников, создавая интересные образцы и вселяя надежду на то, что когда-нибудь уже серийные машины мы сможем увидеть в разных областях страны. Нам кажется, что «национальный интерес» к таким машинам может принести успех заводу не меньший, чем появившаяся вовремя «Газель». С такими оптимистическими мыслями мы и покидали Нижний Новгород.

admin