Особенности управления автомобилем с полуприцепом
Движение на седельном тягаче с полуприцепом мало чем отличается от движения на обычном грузовом автомобиле, если принимается во внимание общая длина автопоезда. Управлять этим автомобилем- тягачом легче, чем грузовым автомобилем.
Управление им похоже на управление легковым автомобилем. Происходит это вследствие того, что сам автомобиль-тягач легкий, а его передние колеса как бы направляют только заднюю ось, а та, в свою очередь, управляет полуприцепом со всем его грузом.
Следует всегда представлять себе эту зависимость и делать из этого вывод, что полуприцеп по существу управляется задней осью автомобиля-тягача. Существуют поэтому три пути, очерчиваемые передними колесами автомобиля-тягача, его задними колесами или передними колесами полуприцепа и его задними колесами.
Поэтому если передние колеса автомобиля-тягача будут катиться по какой-то кривой, то его задние колеса опишут кривую несколько меньшего радиуса, а задние колеса полуприцепа будут катиться по кривой с радиусом значительно меньшим, чем у передних колес, и тем меньшим, чем больше длина полуприцепа.
Передняя часть кузова полуприцепа находится впереди задней оси автомобиля-тягача. Вследствие этого на повороте передняя часть кузова полуприцепа выходит за контуры автопоезда. Поэтому если передняя часть автомобиля-тягача свободно проедет около предмета, находящегося на внешней стороне поворота, то передняя часть полуприцепа может задеть этот предмет. Это необходимо учитывать, и для более точного ориентирования следует неоднократно обернуться назад и через большое заднее окно автомобиля-тягача проверить, не заденет ли угол кузова полуприцепа этот предмет.
Торможение автомобиля-тягача с полуприцепом не представляет трудностей. Особенно если это немецкий грузовик с аэродинамическими компонентами на котором установлены аксессуары Mercedes от производителя. Необходимо, однако, стараться избегать блокирования колес задней оси автомобиля-тягача и колес полуприцепа. Если заблокируются задние колеса автомобиля-тягача, особенно на скользкой дороге, то это вызовет немедленный и весьма значительный боковой над направлением движения занос задней части автомобиля-тягача и передней части полуприцепа, что приведет к очень опасному «складыванию» автопоезда с полной утратой управления автомобилем и перегораживанием дороги.
Боковой занос задних колес полуприцепа приводит к сдвигу задней части полуприцепа в боковом направлении и установке полуприцепа поперек дороги. Торможение автомобиля-тягача с полуприцепом следует поэтому выполнять осторожнее и мягче, чем грузового автомобиля.
Следует предостеречь водителей седельных автомобилей-тягачей с полуприцепами или грузовых автомобилей с прицепами, едущих по сильно обледеневшей дороге, от возможности полностью утратить управление автопоездом при обычном снятии ноги с педали управления дросселем. Торможения ведущих колес двигателем окажется достаточным для потери сцепления шин с дорожной поверхностью при коэффициенте сцепления 0,05 (и меньшем). Потеря сцепления ведущих колес с сильно обледеневшей дорожной поверхностью неоднократно была причиной трагических лобовых столкновений встречных транспортных средств. В таких неблагоприятных дорожных условиях следует заботиться о постоянстве силы тяги ведущих колес и поэтому не снимать ноги с педали управления дросселем без предварительного выключения сцепления.
Заметим, что полуприцеп полностью исключает какую-либо возможность обзора назад, наблюдение за дорогой позади автопоезда можно выполнять только через два боковых зеркала заднего вида. Достаточно отодвинуть эти зеркала подальше от кабины и обзорность значительно улучшится.
Маневрирование полуприцепом при движении задним ходом возможно, и оно составляет отдельный раздел обучения водителя. Оно не представит трудностей, если только водитель будет помнить, что полуприцеп управляется не передними колесами автомобиля-тягача, а его задней осью.
К особым навыкам водителя автомобиля-тягача с полуприцепом относится умение подъезжать задним ходом к рампе склада или магазина. Сначала водитель должен подъехать параллельно рампе так, чтобы расстояние между рампой и левой стороной автопоезда было равным примерно г/4 длины полуприцепа. Затем следует повернуть автомобиль-тягач влево и осадить назад, двигаясь по кривой. При этом полуприцеп начнет задней стороной подвигаться к рампе. Маневр следует рассчитать так, чтобы в момент прикосновения задней стороны полуприцепа к рампе полуприцеп находился под прямым углом к рампе, а автомобиль-тягач — под прямым углом к прицепу, т. е. параллельно рампе.