Размещение и закрепление груза

Размещение и закрепление груза

Надлежащее размещение груза в кузове грузового автомобиля влияет не только на износ автомобиля, в особенности шин, но и на легкость управления и безопасность движения при грузоперевозках. Ответственность за размещение груза лежит на водителе, поэтому он должен не только присутствовать при погрузке, но и давать советы грузчикам по укладке груза.

Можно принять, что 1/3 часть общего веса должна приходиться на переднюю ось, а 2/3 на заднюю или задние оси. Поскольку передняя часть шасси несет на себе кабину водителя и в передней части рамы находится тяжелый двигатель, можно принять, что центр тяжести груза должен находиться на середине кузова. Поэтому если водитель перевозит какой-либо тяжеловесный груз, например, станок, надо разместить его на середине пола грузовой платформы, заботясь прежде всего о том, чтобы центр тяжести груза оказался на одинаковом расстоянии от обоих бортов платформы. При перевозке сыпучих или кусковых грузов надо размещать их равномерным слоем по всей поверхности платформы.
При погрузке необходимо знать массу груза, чтобы не превысить допустимой грузоподъемности автомобиля, т. е. наибольшего допустимого веса груза, который можно перевозить на данном автомобиле. Следует помнить, что в грузоподъемность включается также вес топлива, инструментов и запасных частей, а также вес экипажа, т. е. водителя (или водителей) и сопровождающих груз лиц.
Как известно, наивысшее допустимое давление одной оси на поверхность дороги не должно превышать 8 т. Однако существуют дороги, на которых допустимо движение автомобилей с давлением до 10 т на ось. Эти дороги имеют двузначную нумерацию, а отличить их можно по тому, что таблички на дорожных столбах (дорожных указателей и на километровых столбах) имеют рамку в виде черно-белых шашек.
Автомобили с нагрузкой на ось выше 8 т должны иметь буфера, выкрашенные в черно-белые шашки. Автомобиль надо загружать так, чтобы центр тяжести груза находился, как можно ниже. Вниз надо класть тяжелый груз, сверху более легкий. Груз не должен выступать вбок за борта кузова и может выступать назад не более чем на 1/3 длины кузова (но не более чем на 2 м).
Наибольшая ширина автомобиля не может превышать 2,5 м. Если груз в этих пределах выступает немного вбок, необходимо его обозначить, чтобы он был издалека заметен как днем, так и ночью. Если груз выступает сзади, то на его конце необходимо повесить предостерегающий знак в виде красного флажка с размерами не менее 30 х 50 см или диска того же цвета с диаметром не менее 40 см. Ночью применяют фонарь красного цвета.
Иногда груз может выступать вперед. В этом случае его конец также следует обозначить, чтобы предохранить себя от аварии и не создавать трудностей другим водителям.
Груз следует укреплять таким способом, чтобы полностью предохранить его от смещения во время движения. В особенности следует заботиться о том, чтобы груз не мог сдвинуться вперед и в стороны. Не забывайте, что при резком торможении на груз действует сила, направленная в сторону движения, доходящая до 0,7 массы груза. Эта сила может сорвать крепление груза и вызвать удар груза в заднюю стену кабины водителя. Известны случаи смятия грузом кабины вместе с находящимися в ней людьми в результате резкого торможения.
Необходимо также отдавать себе отчет, что в случае лобового удара автомобиля в препятствие груз срывается вперед с силой, многократно превышающей численное значение его массы, а тогда несчастье неизбежно. Поэтому водитель обязан достаточно прочно закреплять груз, чтобы избежать несчастья, которое может произойти в результате пренебрежительного отношения к этой обязанности.
Иногда может случиться, что форма груза (например, высокий станок) очень неудобна, потому что центр тяжести расположен высоко. В таком случае вести автомобиль надо с особой осторожностью, учитывая сильный наклон автомобиля на поворотах. В отдельных крайних случаях наклон может быть настолько большим, что вызовет опрокидывание автомобиля. Водитель обязан иметь это в виду, особенно в случае, когда везет высокий груз на прицепе. В этом случае водитель не ощущает наклонов на поворотах, а прицеп может наклоняться очень сильно.
Не надо забывать, что центробежная сила растет пропорционально квадрату скорости, развиваемой автомобилем. Поэтому даже небольшая разница в скорости автомобиля на повороте вызывает значительную разницу в центробежной силе, а та, в свою очередь, опасно влияет на груз с высоким расположением центра тяжести относительно поверхности дороги.

admin