Родина российского трак-триала

Родина российского трак-триала

Родина российского трак-триала — Бронницы, военный полигон 21-го НИИАТ Минобороны России. Спортсменам тамошняя трасса, состоящая преимущественно из железобетонных конструкций, знакома до боли еще с 1996 года. Как показывает опыт Европы, естественные — или почти естественные — препятствия преодолевать намного интереснее, и российский этап триала на грузовиках было решено провести в Звенигороде.

Напомним, что официально трак- триал определяется как соревнования по преодолению препятствий на грузовых автомобилях. Чтобы усложнить трассу, ее размечают вешками, между которыми нужно проезжать как можно аккуратнее. За сбитые вешки начисляют штрафные очки. Скорость прохождения не учитывается, хотя отпущенное на выполнение задания время обычно ограничено 10- 15 минутами. Кроме того, нельзя останавливаться более чем на три минуты.

Кроме команд «МАЗ-Яровит», «УралАЗ», «ЗИЛ», «ГАЗ» и «Армейцы» (21-й НИИАТ), традиционно участвующих в трак-триале, на этот раз на арену вышли еще и представители КамАЗа. Иностранных команд под Москвой не было — далеко ехать.

Визитной карточкой 3-го этапа стало обилие переворотов. По традиции, с почином выступил Виктор Московских («МАЗ-Яровит») на автомобиле MA3-531639. Съезжая с крутого бугра, он положил машину набок. То ли у «МАЗа» слишком высокий центр тяжести, то ли пришедший из ралли- рейдов Московских еще не привык к неторопливому вдумчивому действу, то ли это полоса невезения. Забегая вперед, скажем, что все это не помешало Московских победить. Тем не менее Виктор признался, что уже немного устал «работать на публику».

Если бы не перевороты и застревания, трак-триал мог бы показаться даже скучноватым. Очень уж все размеренно происходило — динамика проявлялась, только когда водители ошибались. Они отчаянно буксовали — вплоть до дыма из-под колес, с хрустом ломали вешки и таранили склоны «мордами» машин. В целом же соревнования получились очень спокойными. Впрочем, это нормально — ведь трак-триал не гонка и в нем главное не скорость, а виртуозное владение машиной и мастерский расчет тактики движения через ворога.

Прокомментировать 3-й этап чемпионата СНГ по трак-триалу мы попросили полковника РА Вячеслава Трефилова, ветерана «грузового» автоспорта и неоднократного победителя трак-триала.

— На ваш взгляд, почему 3-й этап трак-триала решили провести в Звенигороде, а не в Бронницах, на полигоне 21-т НИИАТ, и насколько это удачное решение?

— В Бронницах было одно серьезное мероприятие, к которому институту надо было готовиться, — показ военной техники в рамках Московского автосалона, а для триала нужно было строить новые препятствия, чтобы разнообразить соревнования. На мой взгляд, для подобных соревнований лучше всего естественные препятствия. Во-первых, это дешевле, а во-вторых, для машин не так опасно. Бетонные сооружения обычно калечат автомобили. Так что то, что все состоялось именно здесь, в Звенигороде, — лучше. Здесь и для зрителей обзор нормальный.

— Что можно сказать о сложности самой трассы? Например, Куликов посадил свой четырехосный «Урал» поперек ямы так, что его пришлось доставать подъемным краном.

Не слишком ли тяжелые спецучастки сделаны на этот раз?

— Здесь есть места, которые на первый взгляд можно пройти, а на самом деле нельзя. Так что часто нужно рисковать — или не рисковать. Часть ворот поставлена в заведомо непроходимых места. Кроме способности преодолевать препятствия спортсмен должен уметь рассчитывать, что выгодно, а что нет. Я сам несколько раз попадался на этом.

— Какие-то недостатки в организации на этот раз были?

— Не хватало эвакуаторов. Здесь-то один кран, и все, так что самим приходится друг друга спасать. Хорошо, что не было крупных аварий. А что касается рельефа, то здесь он такой же, как в Стайках. Правда, там есть еще брод…

— Что можно сказать о уровне подготовки спортсменов?

— Конечно, за прошедший год он ощугимо вырос. Особенно у команды МАЗа. Они выступают на чемпионате Европы, у них очень много технических решений: с трансмиссией они серьезно поработали, с тормозами. Именно в таком направлении, чтобы выигрывать в условиях триала. Уральцы серьезно подготовлены. Они тоже побывали на Евротриале, знают подходы, судейские дела. А у нас в Вооруженных Силах, к сожалению, проблема с финансами и приходится ребятам ездить практически на голом энтузиазме. Конечно, начальство 21-го НИИАТ помогло, но это отрыв средств от института…

— А ГАЗ? Вы же выступаете за команду Горьковского завода? Он европейский трак-триал тоже не потянул?

— Не потянул он по простой причин: «Садко» не попадает в категорию СЗ по базе — буквально 20 мм не хватает. А категории С2 она проигрывает всем основным маркам, которые в Европе выступают. Зимой в Минске, когда мы впервые соревновались с UNIMOGaMH, выиграть удалось чисто случайно.

— Наверно, все-таки не случайно, а благодаря опыту и мастерству?

— Да нет, я считаю, что случайно. Они шли впереди до последней зоны. Если бы немецкий пилот не ошибся там, то выиграл бы. А с Европой… Если в этом году нормально закончим чемпионат, то на будущий, может быть, выступим в СЗ на «Садко» с удлиненной базой.

— Но ведь это будет уже не серийный автомобиль и попадет он не в СЗ, а в «Прототипы».

— Нет, серийный. ГАЗ собирается делать на агрегатах «Садко» автобусы, и база будет удлинена.

— В прошлый раз выступали экипажи на БРДМ, на «Воднике». В этот раз они не участвуют, потому что нет шансов?

— Машина попадает в категорию С2 по базе, но она сама широкая и обзора нет совсем, так что ребята мучились.

Она для триала меньше всего приспособлена.

— На следующем этапе чемпионата, в Минске, будут немцы. У них огромный опыт, подготовленные машины. Как вы полагаете, каким будет расклад сил?

— Основные соперники — те, кто был в Европе, — сойдутся в категориях СЗ, С4, С5. Там с немцами можно побороться. А вот в категории С2 — не знаю, сможем ли мы что- то показать. Зимой, когда мы первый раз против UNI- МОСов соревновались, было скользко. Снег и лед требуют другой тактики. А сейчас хороший зацеп, хорошая устойчивость. Короче, ловить нам нечего…

admin