Подарок Георгия Георгиевича
Принципиальный до догматизма и «партийно дисциплинированный», Вячеслав Михайлович никогда нс стремился выделяться среди соратников. Зато внешностью своей напоминал английского аристократа XIX века: усики, профессорские очки, мягкая шляпа, идеально подогнанный костюм. А его легкое заикание только вгоняло в трепет всех собеседников этого ближайшего соратника «отца народов».
С самого начала Второй мировой войны в 1939 году и по 1949-й В.М. Молотов возглавлял Наркомат иностранных дел СССР, сражаясь с беспощадным врагом на важнейшем фронте — дипломатическом. И, когда долгожданная победа пришла, союзники высоко оценили его вклад в общее дело. Британский король Георг VI, сын Георга V, подарил ему уникальный Rolls-Royce. Надо отметить, что в отношении редких подарков от союзников Вячеслав Михайлович не был одинок. Маршалу СССР Г.К. Жукову тот же король преподнес высшую дворянскую награду Великобритании — орден Подвязки.
Опасные гастроли
Еще в октябре 1938-го фирма «Rolls-Royce» показала на Лондонской международной автомобильной выставке новую модель под названием Wraith, что на русский язык переводится как «Дух». Автомобиль получил заводское обозначение «модель 20/30 НР», но выпускали ее недолго — началась война. До этого завод успел сделать всего 491 машину, а точнее 491 шасси — в те годы «Rolls-Royce» сам кузовов не изготовлял. Клиенты размещали заказы на них, но рекомендации завода в специализированных ателье: «Ноорег», «Barker», «Park Ward», «H.J.Mul- liner», «James Young», «Freestone and Webb».
Но одно шасси под номером WXA-I06 отправилось в берлинскую кузовную фирму «Ehrdmann und Rossi, Neuss» и обратно в Англию из-за начала военных действий не вернулось. Первым владельцем четырех-пятиместного седана с уникальным кузовом стал доктор Михаэль Карл райхсграф фон Альтбан из Силезии. И как его машина в 1943 году оказалась в Италии, когда туда пришли союзники, история умалчивает.
Федот, да не тот
Роскошный Rolls-Royce Wraith с кузовом немецкой работы очень гармонировал с обликом наркома, но не годился первому советскому дипломату в качестве представительского автомобиля.
Он был двухдверным, и его владельца не отделяла от шофера стеклянная перегородка. Чтобы попасть на задние места, приходилось наклонять спинки передних сидений. А товарищ Молотов привык к лимузинам, охране, кортежам. Тем более в 1946 году все высшие партийные и государственные руководители СССР пересаживались на ЗИС-110.
Сначала Rolls-Royce стоял без дела, но вскоре его передали патриарху Всея Руси Алексию — в годы войны он активно участвовал в сборе средств для нужд обороны страны. Так щедро отметили его труды «товарищи партийцы».
Непростая машина
Автомобиль Rolls-Royce 20/30 НР Wraith под номером WXA-I06 относился к самой ранней серии А 1938—1939 годов (позже были еще серии В и С).
Рядный шестицилиндровый мотор объемом 4257 куб. см развивал 105 л.с. при 3500 об/мин. Четырехступенчатая коробка по четкости переключения передач не имела в те времена аналогов в мире. Подвеска передних колес была независимой.
Вдобавок он отличался некоторыми любопытными особенностями. Спереди и сзади машины выдвигалось по два гидравлических домкрата, встроенных в шасси, что упрощало замену колес. Водитель нажимал на специальном пульте на Торпедо одну из двух кнопок, чтобы вывесить переднюю или заднюю часть автомобиля. А затем особой рукояткой в несколько «качков» нагнетал жидкость сразу в оба гидроцилиндра.
Рулевое колесо по британской традиции располагалось справа, и рычаги переключения передач и ручного тормоза находились в узком пространстве между правым передним сиденьем и дверцей. Чтобы не мешать водителю, первый был «загнан» почти под подушку сиденья, а второй принял диковинную форму латинской буквы Z. Колесная база машины была очень «длинной» — целых 3454 мм. Автомобиль весил 2140 кг, из них на шасси приходилось 1380. Rolls-Royce Wraith развивал скорость до 130 км/ч и разгонялся с места до «сотни» за 24 с.
Растительная жизнь
Пока В.М. Молотова бережно возили на ЗИС-110, подарок Георга VI ждали удивительные приключепия.
От патриарха автомобиль перешел в руки главного архитектора Ленинграда, но Wraith показался ему чересчур экзотическим — в СССР тогда мало кто мог оценить его благородно-старомодную внешность: ЗИМ и «Чайка» были престижнее! И редчайший Rolls-Royce сдали в комиссионный магазин, где по действовавшим тогда правилам «обезлички» он в порядке очереди достался некоему предприимчивому эстонскому крестьянину из Пярну.
У нового владельца был большой огород, с которого он умудрялся получать доход. Эстонец врезал в багажник Wraith… деревянный ящик для перевозки овощей. Однако регулярные рейсы на колхозный рынок скоро пришлось прекратить: «родные» 17-дюймовые шины Wraith успели полностью «облысеть», а новых покрышек такого размера советский автопром, увы, не делал. Но и тут хозяйственный эстонский мужичок проявил смекалку, переделав ступицы Rolls-Royce под крепление 16-дюймовых колес от… «козла» ГАЗ-69.
Освобождение
В таком виде и обнаружили эту машину в Пярну активисты рижского клуба старинных автомобилей. Изуродованный Wraith приглянулся тогдашнему его председателю и знаменитому автоколлекционеру Виктору Кулбергсу. Он сделал все возможное, чтобы вернуть раритету первоначальный вид, и продолжает до сих нор гордиться своей машиной и проделанной работой. Сведений о том, как проходил торг с эстонским огородником и какую сумму пришлось отдать за автомобиль, история не сохранила.
Сегодня в Риге уже не вспоминают, что известный всей республике красавец Rolls-Royce Wraith когда-то принадлежал всесильному министру страны, в 1940 году «оккупировавшей» Латвию. Король Георг VI умер в 1952 году и о судьбе своего подарка Молотову не узнал. Вячеслав Михайлович тоже вряд ли интересовался владельцем Wraith из Пярну. Такова изменчивая судьба людей и машин!