Призрачная поездка

Призрачная поездка

Относясь к категории людей, которые один раз увидев Север, навсегда попадают под его чары, я всегда стараюсь использовать каждую возможность оставить на недельку московские хлопоты и отправиться на севера открывать для себя все новые места. Крайней точкой зимней экспедиции был город Каргополь, и тогда уже возникла идея попробовать пробраться еще дальше на север, вниз по течению Онеги. Была проштудирована кое-какая литература, собраны карты и намечена нитка маршрута. Частично она повторяла зимний путь, но только до Каргополя.

Дальше же было больше вопросов, чем ответов. Была понятна конечная цель — попытаться пробраться в район Кенозера, где сохранилось немало деревянных церквей и часовен, а затем через Плесецк выехать на Архангельск. Но все это гладко ложилось лишь на бумаге. Единственную (но зато какую!) проблему составляли дороги. По картам невозможно было понять, насколько возможен задуманный вариант маршрута. Местами дорога терялась, где-то была обозначена как строящаяся, а иной раз упиралась в реку, продолжаясь на другом берегу без каких-либо намеков на способ форсирования водной преграды. Кое-где наметанный глаз без особого труда распознавал нарисованные, что называется, «от балды» дороги — работа военных «путальщиков», как-никак рядом Плесецк и городок, как у нас всегда водится, с умиротворяющим, но сразу все говорящим названием Мирный. В любой экспедиции всегда присутствует дух авантюры, и заговорщицкое молчание карт лишь подогревало его. Транспорт для подобных затей был выбран самый подходящий — «тюнинговый» «уазик». Благодаря приличному комфорту в салоне можно без устали покрывать большие расстояния, а великолепная проходимость и мощная лебедка придают уверенности в «одиночном плавании» по бездорожью. Но самое главное — если что-то и сломается, то починить это «что- то» можно всегда и везде, где имеется хоть какое-то человеческое присутствие, тем более, что основные запчасти и стартер цена, которого в разумных пределах приобретены заранее. В общем, автомобиль — идеальный вариант экспедиционного внедорожника для России.

Выехав рано утром на Ярославское шоссе, официально именуемое федеральной трассой «Холмогоры», взяли курс на Вологду. Дабы экономить время, решено было не задерживаться в хорошо уже известных местах, хотя если вам не доводилось бывать в старинных городах, стоящих на Архангельском тракте, то торопиться не стоит, лучше взять времени с запасом.

Вологда

Центр Вологодской области. Расположен в Присухонской низине на реке Вологда, притоке Сухоны. Город был основан новгородцами, и первое упоминание о нем датируется 1147 годом. В 16 веке был построен каменный Кремль. Знаменит своими вологодскими кружевами. До наших времен сохранились церкви и несколько монастырей. Работают краеведческий музей-заповедник, дом-музей Петра I, этнографический музей. Исторический центр красивый, хотя уже сильно урбанизированный.

Гостиниц несколько. Качество приемлемое. Стоимость номера — 300-500 рублей в сутки. Есть платные охраняемые автостоянки, куда можно поставить на ночь машину. С бензином проблем нет — любой вплоть до 98-го, крупные заправки «ТНК» и «ЛУКОЙЛ». Много сервисов и магазинов, торгующих запчастями, в том числе и к иномаркам.

От Москвы до Вологды — 500 километров. Трасса достаточно загруженная, однако «больше жизни» наблюдается до Ярославля — великое множество придорожных кафе и магазинчиков. Пообедать вдвоем — около 100-120 рублей. Попадаются сервисы и шиномонтажи. После Ярославля начинают брать свое просторы Русского Севера — расстояния между населенными пунктами растут, сервис становится более редок и прост: вместо красивых деревянных кафе обычные старые вагончики, цифровые бензоколонки на заправках уступают место «советским» стрелочным ящикам. Но тем не менее все необходимое по пути есть.

В Вологде доводилось бывать уже довольно много, поэтому, дав «круг почета» по самым красивым местам, двинулись дальше к давно уже полюбившемуся городу Кириллову. Дорога к нему идет в стороне от архангельской трассы, из-за чего она пустынна, но зато более живописна. Начинается классический северный пейзаж — дорога скачет по пологим холмам, то взбираясь на гребень и открывая завораживающий вид на лежащие внизу блюдца озер, луга, чередующиеся с перелесками, и небольшие деревеньки, то ныряет вниз, обдавая тенистой прохладой вековых болот. Сотня километров пролетает незаметно, и вскоре мы въезжаем в Кириллов. Несмотря на то что бывали здесь уже не раз, все равно решаем остаться на денек. Опять-таки очень сложно объяснить словами, чем столь притягателен этот городок. Он очень мал и, как и все города, стоящие на озерах, вытянут вдоль берега. Проехать его на машине из конца в конец можно минут за семь, а если двигаться не вдоль, а поперек, то, пожалуй, и за три. На самом берегу озера, почти уходя огромными стенами в воду, стоит красивейший Кириллово-Белозерский монастырь, долгое время бывший крупнейшим религиозным и культурным центром Русского Севера. С его историей связано немало славных имен. Монастырю повезло — даже у большевиков в 17-м году не поднялась рука разрушить эту красоту. Они превратили его в музей, благодаря чему он и уцелел. Монастырь огромен: чтобы обойти по периметру его стены, нужно не меньше получаса, и это если просто задаться целью поставить рекорд, а если идти и смотреть, то времени потребуется раза в два больше. Великолепное сочетание уютного провинциального города с неторопливой размеренной жизнью и величественного монастыря, многое повидавшего за свои шесть веков, создает тот колорит, след от которого остается в душе навсегда.

Кириллов

Районный центр в Вологодской области. Расположен на берегах озер Сиверское и Долгое. Возник как слобода при Киримово-Белозерском монастыре в 1397 году. В монастыре действует интереснейший музей. Сходить стоит обязательно. Неподалеку от Кириллова расположен Ферапонтов монастырь, основанный в 1380 году, где сохранились подлинные фрески известного мастера Дионисия.

В городе одна большая гостиница «Русь», находящаяся в центре города в пяти минутах ходьбы от монастыря. Стоимость номера с удобствами (душ) — 250 рублей. Охраняемая стоянка тоже одна, недалеко от гостиницы на территории почты. Заправка, естественно, одна-единственная — «ЛУКОЙЛ», стоит на въезде в город со стороны Вологды. Дизтопливо, бензин вплоть до 95-го.

До города идет приличный асфальт, по нему же можно доехать и из Кирилова до Ферапонтова. Но для истинного джипера более милой будет старая живописная проселочная дорога в Ферапонтове, более короткая по километражу, но, естественно, длинная по времени. Если местные будут говорить, что она непроезжая — не верьте, даже пониженную почти включать не приходится.

Красоты красотами, но надо ехать дальше, впереди манит неизведанное. Наш путь лежит в Каргополь через старинный город Белозерск. На выезде из Кириллова заканчивается асфальт, как выяснилось позже, уже до самого Архангельска. До Белозерска ехать близко, но много времени отнимает паромная переправа через Шексну. Паром ходит по расписанию, и если подъехать в тот момент, когда он только что отчалил от вашего берега, то ждать придется около часа, а еще можно попасть «в обед» — это тоже около часа. Так здесь принято, и никто не возмущается и не «качает права». Время ожидания скрашивает река, превратившаяся после постройки Волго-балтийского канала в огромное озеро. Шум плещущейся о пристань воды не располагает к нервозности и настраивает на умиротворенный лад. После переправы через пару-тройку десятков минут грейдер приводит в город. Бе- лозерск запомнился огромным Белым озером, на берегу которого он расположен, но такого шарма, как у Кириллова, у него все же нет. Не хватает немного теплоты и уюта.

Белозерск

Районный центр в Вологодской области. Стоит на берегу Белого озера. Первые упоминания о нем в летописи датируются 862 годом. В городе сохранилось несколько церквей (одна деревянная), оборонительные земляной вал и ров. Есть гостиница с таким же, как в Кириллове, названием «Русь», расположенная прямо напротив земляных валов в центре города. Заправок несколько. Бензин — вплоть до 95-го.

Дорога на Каргополь идет по великолепным местам, сначала вдоль берега Белого озера, а затем углубляясь

в глухие леса. Пейзаж становится все более северным — лиственные леса уступают место огромным замшелым вековым елям. Выехав на трассу Вы- тегра — Каргополь, с удивлением обнаружили свежий асфальт. Цивилизация наступает — строят новую дорогу, которая должна будет дойти аж до Архангельска. Но это проект не на один год, асфальт скоро кончается, предлагая нам побороться с жутко разбитым грейдером. Об указателях, так же как и придорожном сервисе, уже можно забыть. Последнее напоминание о таком понятии возникло из лесной чащи где-то на полпути к Каргополю, оповестив о себе самым настоящим дорожным знаком с изображением вилки и ложки (это при том, что вообще какие-либо знаки здесь редки). Метров через пятьдесят после знака у обочины дороги стоял маленький серый вагончик, при первом беглом взгляде выглядевший заброшенным. Однако при ближайшем рассмотрении в нем обнаружилась жизнь. Притормозили и решили зайти. Кстати говоря, все эти события происходили не на последней в об- щем-то трассе областного значения, по которой идут (правда, с черепашьей скоростью) груженые фуры (в основном «КамАЗы», Mercedesы или DAFbi ни разу замечены не были). Пригнувшись, чтобы не удариться о низкий дверной косяк, прохожу внугрь «кафе». Ровно половину занимает русская печь, посередине сделано некое подобие стойки, а в углу приткнулся маленький столик, за которым можно усесться разве что четверым. Внутри чисто и опрятно, а заправляет всем хозяйка в ослепительно белом фартуке и чепце, и по виду явно не местная. Оторванность от цивилизации, чистота и порядок внутри сразу же натолкнули на мысль о местном происхождении продуктов и блюд, и мы без опаски заказали неплохой обед за 60 руб. на двоих. Что ж, таких вкусных блинчиков с черникой я еще отродясь не пробовал, да и щички были неплохи. Неестественно необщительная поначалу хозяйка постепенно разговорилась, сбросив с себя деланную защитную скорлупу вежливого общения в режиме «вопрос-ответ», и поведала немало интересного. Естественно, она оказалась из-под Питера, а сюда ее, как говорится, забросила жизнь. Нашу уверенность в том, что курочка из жаркого только вчера гут в деревне бегала, она вмиг рассеяла — народ местный трудолюбием не отличается, живет впроголодь, избы разваливаются, но работать не хочет, ждет, когда кто- то придет и что-нибудь даст. Живет

воровством, попрошайничеством и еще бог знает чем. Это кафе у нее уже второе, первое сожгли местные завистники. Так что крепок народ наш задним умом, еще как крепок, а про новую дорогу, что тянут в Каргополь сложил народную мудрость: «Вот как сделают дорогу — так будет война». Воттак идет развитие экономики в Архангельской области.

Я не случайно акцентировал внимание на том, что по этой дороге ходят фуры. Потому что вообще непонятно, как они тут ходят. Это уже не назовешь грейдером — типичный лесной проселок, который после дождей и в межсезонье превращается в водительский кошмар. Страшными рассказами о предстоящих испытаниях нас пугала еще хозяйка кафе. Она ведь не знала, что мы едем на самой проходимой в мире машине. Но действительно в нескольких низинах глубокие колеи, буквально устланные бревнами, которые несчастные водилы пихали под колеса своих одноприводных калек, красноречиво свидетельствовали о затяжных битвах с бездорожьем, то и дело происходящих в этих лесах. Но, пожалуй, самое страшное место, о котором шофера слагают легенды, это брод, образовавшийся на месте развалившегося моста. Возле него мы застали ремонтирующийся после переправы груженный лесом «КамАЗ». В августе при малой воде для низко сидящей легковушки брод практически не проходим, интересно, что же тут будет осенью?

Каргополь

Районный центр в Архангельской области. Расположен на реке Онега, неподалеку от озера Лане. Возникновение Каргополя относят к 1146 году. Сохранились остатки земляного вала и множество церквей. Раньше их было еще больше, но большевизм сделал свое черное дело. Известен производством глиняной игрушки. Стоит она там, кстати говоря, весьма недорого. Очень интересный музей, экспозиции которого развернуты в городских церквях. Есть гостиница и турбаза. Если в гостинице есть места, то на турбазу барачного типа лучше не соваться. Гостиница приличная, но душ и санузел общие. Цена двухместного номера — около 250 рублей. Автостоянки нет, но работники гостиницы утверждают, что никаких прецедентов с машинами не было. Заправок две: одна в черте города, другая чуть в стороне, в аэропорту. Бензин — только 80- й и 92-й. Есть два магазина запчастей — естественно, для отечественных машин.

Побродив по Каргополю и разведав дальнейший маршрут, мы двинулись в путь. Как выяснилось, к Кено- зеру ведет обычный грейдер, вполне проходимый даже для легковушки, а само Кенозеро с прилегающими к нему территориями уже девять лет как стало национальным парком. Об этом, правда, нигде ничего не написано, и на карте он не обозначен. Чем же так необычно это место. Это на сегодняшний день, пожалуй, единственный район, где сохранилось не только столь большое количество деревянных часовен и церквей, но и в какой-то степени среда обитания. Из-за удаленности от центров цивилизации и магистральных железных и автодорог этот край не был сильно порушен. А из-за недоступности местных деревень, разбросанных по берегам огромного Кено-

зера (дорог между ними нет до сих пор из-за непроходимых болот, и все сообщение идет на лодках по воде), местная власть тоже не смогла развернуться. Электричество в эти места провели лишь в пятидесятые годы. По дороге заехали в бывший Оше- венск. К сожалению, от великолепного некогда монастыря, бывшего одним из мощнейших религиозных центров Севера, остались лишь жалкие руины, но сохранилась деревянная церковь в селе Погост.

Кенозеро

Государственный национальный парк. Сохранились 35 деревянных часовен из бывших когда-то 65 и 11 церквей и колоколен ив бывших 18. Сейчас идет реставрация многих памятников. Сохранились также «святые рощи», произведения церковной живописи и старинные резные избы. По автомобильной дороге можно добраться до центра парка — деревни Вершинине, там расположена головная контора, где нужно получить разрешение на посещение парка. Стоит оно около 10 рублей в сутки. Здесь же можно снять дом, так называемый кордон, за 70 рублей в сутки независимо от количества людей. Кордоны до- вольно новые и чистые. До самых интересных мест Кенозерского парка можно добраться только на лодке. Если арендовать ее в парке, то стоить она будет около 100 руб/час, зимой передвижение осуществляется на снегоходах. Иногда получается договориться с местными жителями на меньшую сумму. Но кое-что можно посмотреть и на машине, например интереснейшую церковь в деревне Филипповской и небольшие придорожные часовеньки. Бензин есть только в Вершинина, и исключительно АИ-80, и то с перебоями, так как не всегда его сюда довозят, поэтому запас топлива с собой не повредит. Магазинов запчастей и сервисов нет, в Вершинине есть мехдвор.

Прожив несколько дней на Кено- зере, мы двинулись дальше на Архангельск. Опасения относительно отсутствия дороги постепенно рассеивались, везде шел обычный сильно разбитый грейдер, местами сменяющийся кусками асфальта, дорога не лучшая, но ехать по ней на внедорожнике можно без опаски. С бензином перебои бывают только в Конево, а в Плесецке есть даже АИ-95. Через день мы выехали на трассу Архангельск — Москва, впереди было еще больше тысячи километров до дома, но уже по асфальту. Р Автомобиль подготовлен фирмой «Универсал-», т. 158-67-48.

Болотная карусель

Кроме собственно трофи, в программу соревнований входили триал и ориентирование. За сутки нужно было преодолеть максимальное количество спецучастков. Всего их было десять — включая предназначавшиеся исключительно для подготовленных машин. Джиперы могли выполнять задания в произвольном порядке, по своему усмотрению выстраивая стратегию борьбы. За каждый этап начислялось определенное количество очков в зависимости от его сложности.

admin

Оставьте свое сообщение